Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

12 оценок, отзывов нет

Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930–1950-х годов.

Август 10, 2012 0 комментариев

Выставка «Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930–1950-х годов» – совместный проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Представленные в экспозиции произведения искусства: живопись, скульптура, плакат, фарфор – являются яркими документами эпохи, отражающими в зримых образах важный период истории страны с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями.

Организаторы проекта не ставили перед собой заведомо невыполнимой задачи – познакомить владимирскую публику с искусством 1930–1950-х годов. Цель выставки иная – дать представление о феномене «социалистического реализма».


Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе, а вскоре распространённое на все направления художественной жизни, было обосновано и сформулировано И.В. Сталиным и озвучено А.М. Горьким на I съезде союза писателей СССР в 1934 году. «Соцреализм» требовал от мастеров искусства правдивого изображения действительности в её революционном развитии и направлял на путь создания произведений, воспитывающих зрителя в духе идей социализма. Представители этого направления основывались на традициях русского реализма и академизма XIX века. Но «социалистический реализм» был не только насаждаемым сверху методом. Он отвечал внутренней потребности большой части зрителей и самих художников. Задача, которую правящая верхушка ставила перед своими гражданами, – превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу – требовала крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Идеологическая заданность советского искусства заставляла художников, кроме подмены реальности оптимистическим суррогатом, решать и ещё одну сложнейшую задачу: заставить зрителя во всё это поверить, то есть отправить нужную установку напрямую в подсознание, минуя сознание. Задача передовая, авангардная. В истории мирового искусства подобную задачу приходилось решать в сходных обстоятельствах, кроме советских, пожалуй, только немецким художникам. Значительная часть из представленных на выставке произведений живописи поступила в собрание «РОСИЗО» с большой Индустриальной выставки 1939 года. Ни заданность темы, ни заведомая прозаичность навязанных индустриальных сюжетов не помешали художникам почувствовать, увидеть и показать красоту и величие происходящего (К.В. Николаев, «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске», 1930). Есть в экспозиции настоящие, опередившие своё время шедевры – например, великолепные надмирные пейзажи Бориса Цветкова («Гидроавиация», 1933, «Доставка плотов», 1937), или просто прорывная для 1933 года композиция А.И. Кацеблина «Лыжный рейд в Карелии». Но помимо этого, здесь можно найти и трогательные курьёзы вроде овеществлённой метафоры В. Лукина «Уголь Кузбасса» (1938) или разветвлённой аллегории А. Фридриха «От соски до автомобильной шины» (1937). Изображения И.В. Сталина и его соратников попали в архивные фонды в программе разоблачения культа личности – когда изведённые на эти изображения мегатонны металла и камня сметались с городских улиц и площадей, а квадратные и погонные километры холста спешно покидали экспозиционные площади и запасники музеев. Именно таким, отчасти механическим, образом коллекция «РОСИЗО» обрела хрестоматийные «шедевры» статусных столичных иконописцев (А.М. Герасимов «Портрет Сталина», 1939, В.П. Ефанов «Портрет В.М. Молотова» и «И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми», 1947). Жизнеутверждающая героика нового времени представлена в бронзе произведениями И.Д.Шадра («Юноша со звездой», 1936) и Г.И.Озолиной («Ткачиха Чуркина», конец 1950-х). В 1950-х, несмотря на отдельные выдающиеся достижения, искусство «соцреализма» постепенно теряет жизненную силу, вырождаясь в банальный бытовизм и «лакировку действительности». К концу 1960-х произведения этого направления, хотя ещё и преобладают количественно, утрачивают свою актуальность и постепенно оттесняются с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями. Ослабление идеологического влияния в 1980-х привело «социалистический реализм» к закономерному краху. Современные оценки этого периода диаметрально противоположны. Одни называют «соцреализм» чуть ли не последним проектом русского авангарда, а советскую реалистическую школу – уникальным мировым завоеванием. Нигде в мире созданная и оплаченная государством армия художников десятки лет не создавала реалистические и постимпрессионистские зарисовки повседневной жизни. Другие видят в нём тупиковую ветвь развития; искусство, преимущественно лишённое искренности, содержащее подмену реальности, ремесленную пропаганду. Правы, скорее всего, и те и другие. Трудно поверить, что в огромной массе действительно ремесленного соцреалистического искусства нельзя было бы найти по-настоящему искренних творений художников, которым чудом удалось сохранить свою самобытность в жёстких рамках метода, претендовавшего на звание самого передового и единственно верного.


комментарии


Схожая тематика