Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

12 оценок, отзывов нет

Альбомъ фотографическихъ видовъ памятниковъ древне-русскаго искусства

Февраль 02, 2015 0 комментариев

из собрания Государственного Эрмитажа

Представленные на выставке 42 изображения памятников Владимира, Суздаля и окрестностей являются воспроизведениями из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» 1874 года издания, хранящегося в собрании Центральной научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Они были выполнены известным российским фотографом второй половины XIX века Михаилом Петровичем Настюковым – фотолетописцем, наставником и учителем А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, заложивших основы русского публицистического фоторепортажа.

М.П. Настюков снимал панорамы городов, неповторимые в своём архитектурно-художественном решении местные храмы. При этом фотограф выбирал наиболее характерную панораму, чтобы передать не только образ здания, но и его декоративно-художественные особенности. Фотоснимки М.П. Настюкова с полным правом можно называть «архитектурными».

В начале 1870-х годов фотографом были запечатлены церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Евфимиев монастырь, Спасо-Преображенский собор с монастырской звонницей, часовня Д.М. Пожарского с интерьером, Святые врата Ризположенского монастыря, Преподобенская колокольня с торговой ярмаркой, Покровский женский монастырь, Суздальский кремль с Рождественским собором и кремлёвской колокольней.

Великолепна панорама древней части Владимира с торжественным Успенским собором с архитектурными перестройками второй половины XVIII века, Дмитриевским собором с фрагментами фресок XII века.

Постройки Боголюбовского монастыря запечатлены детально: лестничная башня и переход – часть княжеского дворца Андрея Боголюбского, вход в лестничную башню. С именем владимирского князя Андрея Боголюбского связана драгоценная парадная наплечная накладка-армилла – предположительно, дар князю от императора Фридриха Барбароссы. Она находилась в ризнице Успенского собора. Этот уникальный предмет не ускользнул от объектива внимательного фотохудожника. У храма Покрова на Нерли запечатлена ажурная каменная резьба порталов на фасаде.

Вступительный текст для «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» был написан Василием Александровичем Прохоровым (1818–1882). Сын священника, воспитанник Херсонской духовной семинарии и Санкт-Петербургской Академии художеств; по окончании курса в Академии – преподаватель истории в морском кадетском корпусе. Выйдя в отставку, всецело посвятил себя изучению древнего быта русского народа, справедливо заслужил известность, по словам историка Н.И. Костомарова, «скромного, но полезного и почтенного археолога».

В бытность преподавателем истории древнерусского искусства в Академии художеств, В.А. Прохоров устроил там древнехристианский музей, много лет был его хранителем; организовал первый в России русский бытовой, а при географическом обществе – этнографический музей. С 1862 по 1877 год он издавал художественно-археологический журнал «Христианские древности и археология».

«Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства» с фотографиями М.П. Настюкова является библиографической редкостью и даёт нам, пожалуй, наиболее точное представление об облике памятников архитектуры Владимиро-Суздальской земли в 1860–1870-х годах.

 

 

Михаил Петрович Настюков – московский мастер живописного цеха, почётный гражданин, фотограф Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, будущего императора Александра III.

Даты жизни Михаила Настюкова не известны. Занимался фотографией с 1858 года, работал в Москве, Костроме и Нижнем Новгороде.

В 1866–1867 годах фотограф выполнил съёмки волжских городов от Твери до Казани. Волга сблизила М.П. Настюкова со свободным художником А.О. Карелиным. Их встреча произошла в Костроме в 1866 году, где с середины 1860-х годов был филиал фотомастера. Михаил Петрович ввёл молодого коллегу в курс фотографического дела.

К тому времени Настюков был не просто портретистом: ему уже доводилось выезжать с фотоаппаратом на съёмки разного рода в Киев, Смоленск, Владимир, Углич, Рыбинск, Вязьму, Кинешму, Юрьевец, Кострому, Ярославль… Им были созданы фотоальбомы: «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани», «Альбом древних зданий в России», «Альбом видов разных местностей России», являющиеся одними из самых ранних памятников русской видовой фотографии.

С 1868 года М.П. Настюков был под покровительством наследника цесаревича Александра Александровича, будущего Александра III. В 1869 году сопровождал великого князя Александра Александровича с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной в поездке по России с посещением Нижегородской ярмарки.

С 1869 года в летние месяцы фотограф работал в Нижнем Новгороде на ярмарке, «в фотографической линии», а также на улице Большая Покровка в доме Голикова. Фотохудожник участвовал во Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге в 1870 году, о чём с гордостью сообщал в рекламных текстах на обороте фотографических бланков. За свои лучшие снимки, представленные на выставке, фотограф был удостоен медали, имел штамп «Придворная фотография М. Настюкова в Москве».

Вот как описывает профессиональный взлёт М.П. Настюкова в «Записках моряка-художника» писатель и общественный деятель А.П. Боголюбов, который летом 1863 года сопровождал путешествовавшего по Волге великого князя Николая Александровича, сына Александра II: «Нижний Новгород встретил нас ярмаркой… По осмотру некоторых её подробностей прибыли к Настюкову. Хлебом и солью встретили хозяева цесаревича. Всё это было бедненько, но чисто и радушно. Как на счастье, снимки удались прекрасно, и групповые, и отдельными портретами. И когда дано было право фотографу распространять их в народе, то фортуна Настюкова была сделана…».

Одним из его учеников был Максим Петрович Дмитриев, будущий всемирно известный нижегородский фотохудожник, основоположник отечественного бытового художественно-публицистического фоторепортажа. Михаил Петрович в 1874 году командировал молодого коллегу из Москвы на Нижегородскую ярмарку – в филиал своего фотозаведения.

15 декабря 1875 года личный почётный гражданин М.П. Настюков получил свидетельство за № 964, на основании которого переехал в дом Белова, расположенный в 4-м квартале Сретенской части Москвы. В декабре 1877 года фотограф разместил своё заведение в доме Художественно-промышленного музея при Строгановском центральном училище технического рисования, где находилась и его квартира. 3 января 1878 года Настюков получил свидетельство за № 1259 на перевод фотографического заведения в дом Художественно-промышленного музея, расположенный в Мясницкой части 3-го квартала.

В 1879 году М.П. Настюков фотографировал апрельское наводнение в Москве. Альбом со снимками улиц Москвы во время наводнения был подарен генерал-губернатору В.А. Долгорукову.

Длительное время у Настюкова жил и обучался будущий фотограф из Витебска И.С. Серебрин. Обращаясь к генерал-губернатору 24 февраля 1881 года, Настюков писал: «Занимающийся в моей фотографии помощник мой витебский мещанин еврейского вероисповедания Исай Соломонович Серебрин как неремесленник со стороны полиции встречает препятствие на проживание в Москве. А поэтому осмеливаюсь покорнейше просить Ваше сиятельство разрешить Серебрину проживать в Москве как человеку, вполне заслуживающему внимания как по знанию фотографического искусства, так и по примерному поведению». Серебрину удалось помочь.

В 1882 году М.П. Настюков был участником Московской фотографической выставки, где выступил неудачно. Золотых медалей за ряд работ были удостоены тогда А.О. Карелин и его ученик С.Г. Соловьёв. Критик В.И. Срезневский (секретарь Императорского русского географического общества с 1876 по 1883 год и редактор «Известий») о композиции фотографа писал: «Московский фотограф Настюков выставил три плохих портрета и не показал именно того ряда работ, которыми составил себе имя, – видов, пейзажей и технических снимков. Кажется, тяжёлая болезнь в семье г-на Настюкова помешала ему выставить всё приготовленное для выставки».

17 мая 1882 года фотохудожник поместил некролог, в котором извещал «родных и знакомых о кончине супруги своей Анны Фёдоровны Настюковой, последовавшей 16 мая 1882 года… Отпевание в приходе архидьякона Евпла, что на Мясницкой, а погребение на Ваганьковском кладбище».

Последний раз сообщение о работе ателье появилось в 1883 году: «Фотограф Высочайшего двора Михаил Настюков объявляет, что по случаю Тезоименинства Его Императорского Величества Государя Императора 30 августа фотография будет закрыта».

Финал жизни Настюкова был трагичным. В «Записках моряка-художника» А.П. Боголюбов закончил повествование о фотолетописце такими словами: «…был уже важным фотографом в Москве, имел императорский орел на вывеске, но запил, стал спекулировать и продал свою фирму».

Наследие М.П. Настюкова бесценно как для фотографов, историков, краеведов, так и для архитекторов. Его фотографические альбомы находятся в собраниях Российской государственной библиотеки, Государственного Литературного музея, Русского музея, Государственного Эрмитажа, Российской Академии художеств… В собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится 23 портрета, созданных фотохудожником.


комментарии


Схожая тематика