Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

12 оценок, отзывов нет

Выставка «История России в куклах и игрушках»

Декабрь 19, 2013 0 комментариев

В Палатах Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника 

18 декабря открылась выставка «История России в куклах и игрушках».

Что такое кукла? И кто на самом деле играет – дети, которые становятся «родителями понарошку», или родители, которые радуются куклам, как дети? Сегодня всё больше людей увлекается созданием и коллекционированием кукол. Кто-то становится профессионалом, кто-то остаётся любителем. Но магия кукол увлекает многих. И вот уже кукла проживает новую жизнь…

На выставке представлено около ста кукол и игрушек из частной коллекции Марины Беляковой. Здесь можно увидеть куклы и игрушки, созданные более ста лет назад.


Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении куклы, которая клалась в колыбель ребёнка ещё до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребёнка была «не колотой и не резаной». У кукол часто не было лица, потому что по древним поверьям, в куклу с лицом мог вселиться злой дух.

Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой. По сути, одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев.

В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х годах двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево и существенно удешевили производство. В Европе открылись «Арман Марсель» и «Хойбах» (Германия); «Французское общество производителей игрушек» и «Жюмо» (Франция); «Маротте» (Италия); а в России – кукольный Императорский завод (фабрика Журавлёва и Кочеткова).

В 1850-х на коммерческую основу было поставлено производство тряпичных кукол, а в 1860-х появились куклы из целлулоида. Первыми изменения ощутили на себе царские дети. Девочки играли с кукольной мебелью из слоновой кости, кукольными музыкальными инструментами и т.д. Однако производство целлулоидных кукол, которое было налажено на немецких, французских, американских, японских фабриках, резко сократилось после многочисленных жалоб на лёгкую воспламеняемость этого материала.

В первые годы советской власти куклы были объявлены «буржуазным пережитком». В годы НЭПа их создавали в артелях; позже, в 1930-х, кустарное производство прекратилось, а на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов; в 1950-х годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы «с идейным содержанием»: «спортсменка», «школьница», «врач». Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше.

К 1980-м в нашей стране вернулись к забытым «индивидуальным» куклам. Однако не российским, а западным. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле «говорить». Тогда «лексический запас» куклы нередко ограничивался одним словом: «мама», а современные аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.

Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Интерес к куклам понятен. Они дают возможность ближе познакомиться с историей, взглянуть на прошлое, понять, каковы были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. Коллекционные куклы – прекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!


комментарии


Схожая тематика