Блог iamzet

Большие гонки маленьких кораблей

Июль 18, 2011 0 комментариев

В моем пионерском детстве одноклассники ходили в судомодельный кружок. Меня тоже звали, но я отказался. Я увлекался астрономией, астрономов в городе, увы, не было, так что кружки и секции обошли меня стороной. С той поры осталось впечатление, что судомоделирование – это такая забава для детей среднего школьного возраста, выпиливание из дерева моделей кораблей по картинкам. Главное – чтобы похоже было, а если при этом результат творчества еще и самостоятельно плавает, так это просто круто.

И только сейчас я понял насколько ошибался. Нет, не совсем так – про кружки все верно, но параллельно существует еще и судомодельный спорт. Настоящий спорт – с правилами, федерациями, чемпионатами,  званиями КМС и мастеров. И главное – множеством энтузиастов, которые серьезно занимаются гонками. Именно гонками – суть спорта не в постройке красивых сувениров, а в настоящих гонках.

В прошедшие выходные в поселке Вербовский близ Мурома состоялся Чемпионат России по судомодельному спорту.  Представляете – чемпионат России, то есть, крупное соревнование, которому предшествует множество квалификационных турниров, а победители отправляются на чемпионат Европы! Чемпионат проходит в Вербовском не в первый раз и тому есть причины. В советские времена поселок был жутко секретным, здесь был и есть Приборостроительный завод. Какие приборы он производил остается секретом, но есть подозрение, что совсем не термометры. Люди на заводе работали технически грамотные и хобби у многих было соответствующее. Увлекались по настоящему, японских движков, понятное дело, тогда не было, проектировали и вытачивали движки сами. Страшно подумать, какие скилзы должны быть и у человека, способного самостоятельно рассчитать и построить дизель. Потом наступили иные времена, судомодельный спорт был заброшен, как и многое другое, и только сейчас возрождается. Спортсмены четко делятся на две категории – пожилые ветераны и дерзкая молодежь.

Так вот, о гонках. Спортивная модель подобна гоночной машине. Закрытая лодка, сантиметров 70 длиной, рассчитанная по всем правилам аэродинамики. Внутри – дизель объемом от трех до пятнадцати кубиков. На ходу дизель дымит и грохочет как мопед. Гонки чем-то напоминают мотоциклетные – дым, грохот, модели, носящиеся по воде со скоростью до 90 км/ч. И да, самое гланое – модели радиоуправляемые – лодки носятся по озеру и делают невероятные повороты, владельцы(парами – «капитан» и «техник») с рациями управляют ими с мостика. Суть гонки – соблюдая маршрут и обходя все бакены, сделать как можно больше кругов по небольшому озеру за фиксированное время. 

Смотреть гонку действительно интересно. Здесь есть все. Экшен – модели подрезают друг , обходят на виражах, сталкиваются, переворачиваются. Время от времени то одна, то другая лодка глохнет, судья сообщает «медленная лодка вверху справа» и к ней направляется safety car – моторная лодка. Модель возвращается  владельцу на мостик, он ее пытается реанимировать и снова на трассу. Важна и тактика. Как и в автомобильных гонках, в модель заливают горючего по минимуму, чтобы уменьшить вес. Важно точно рассчитать количество. В финале сразу три модели встали буквально за минуту до финиша. И, наконец, техническая готовность. Поначалу я поставил на пару ветеранов. Эти не подведут, думал я, знают всю технику, все нюансы.  Увы, ветераны меня подвели, сначало долго не могли запустить движок, потом их лодка, сделав пару кругов, заглохла насовсем.

Нет, конечно, это не футбол или хоккей. Нет полных трибун, фанатских клубов, генеральных спонсоров. На соревнованиях, даже таких как чемпионат России, участников больше, чем зрителей. Весь спорт держится на немногочисленных спонсорах и энтузиазме самих спортсменов.  «Готов ехать хоть в муром хоть к чёрту на рога пусть только спорт живёт и развивается!» - написал один из них на судомодельном форуме. Кстати, фото и видео оттуда же,  фотоаппарата под рукой не оказалось. Но могу подтвердить – именно так все и было. 


комментарии