Блог museum

Выставка «И создал Бог женщину…»

Апрель 26, 2011 0 комментариев

«И навёл Господь Бог на человека крепкий сон;

и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл

то место плотию. И создал Господь Бог из ребра,

взятого у человека, жену, и привёл её к человеку…»

Книга Бытия 2. 21–22

Выставка включает более 190 экспонатов – произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, православные иконы XVII–XX веков, буддийские танка, – раскрывающие образ женщины в религиях мира.


Согласно Библии, женщина изначально отлична от мужчины самим фактом своего происхождения. Во многих мифах народов мира, рассказывающих о сотворении первых людей, подчёркивается, что они созданы по-разному и из разного материала.

В архаическом сознании мир женский и мир мужской разделены: обряды годового цикла, инициации, общение с духами и предками строго разграничены. Позднее, при переходе к земледелию, идея плодородия земли стала ассоциироваться с образом женщины, дающей жизнь, и она заняла центральное место в земледельческих культах.

В период формирования ранних цивилизаций широкое распространение получило почитание богини-матери и целый ряд ритуалов, связанных с ним. Подобно женщинам земным, женщины небесные – богини, считались причастными к акту творения всего сущего и всего живого, они были воплощением и персонификацией плодоносящей земли, нередко участвуя в создании всех живых существ на земле: богов, героев и людей.

Обряд «священного брака» – соединение божественной пары, символизировавшее земное плодородие в различных формах его проявления (обилие плодов, скота, умножение рода людского), – занимал важное место в древних религиях. Считалось, что таким образом поддерживается всеобщий миропорядок. Отголоски этих верований сохранились в индуизме, где представление о шакти – творческой энергии божества – воплощается в образе его супруги: шакти Шивы является Парвати, Вишну – Лакшми, Брахмы – Сарасвати.

Земледельческие богини – Деметра, Исида, Кибела, олицетворяли созидающую мощь плодородия, они повелевали силами земли, были тесно связаны с процессами рождения и возрождения природы весной и угасания её осенью. Они прекрасны и вместе с тем внушают ужас своей причастностью к потустороннему – знанием тайн жизни, смерти и бессмертия. Неслучайно многие из них имеют отношение к мистериям и тайным культам, самыми известными из которых являются Элевсинские мистерии, связанные с именами Деметры и Персефоны. Элевсинский культ исходил из того, что Деметра, сумевшая добиться у бога подземного мира Аида возвращения своей дочери, обладала также властью высвобождать из мрачного могильного подземелья всех посвящённых – своих детей, которые надеялись на вечную жизнь.

Эти богини воплощали не только идею процветания жизни, но и тёмную сторону природы, которая не всегда дружественна к человеку. Например, Кибела – олицетворение матери-природы, считалась покровительницей благосостояния и городов в Древнем Риме. В то же время, она требовала от своих жрецов полного подчинения, забвения себя в восторге и экстазе, культ её имел ярко выраженные формы оргий, а саму Кибелу называли страшной и мрачной богиней.

Следующим этапом понимания роли и места женщины становится библейское повествование, которое свергает образ «великой матери» с высоты алтарей, на которые им приносили жертвы. Имя Евы связано с грехопадением человека и изгнанием его из Эдема. Ева осмелилась сорвать плод с древа познания, что повлекло за собой наказание: проклят был змей, обречённый ползать по земле; наказана женщина, которой определено было «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; а мужчине назначено было со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, «доколе не возвратится в землю, из которой взят». Женщина изгнана из рая, и начинается её земная жизнь, а сама она становится олицетворением греха. С образом женщины отныне будут связаны представления о человеческих пороках, таких как злость, ложь, искушение, а местом и делом, где она сможет проявить себя в полной мере, станут семья и забота о детях.

Согласно богословской трактовке, после грехопадения Евы род человеческий был обречён на смерть, благодаря же Деве Марии человечество спасается. Поэтому Дева Мария – Богородица, считается заступницей за Еву и всех женщин. В рамках семьи и семейных радостей образ женщины вновь поднялся на высоту недосягаемого идеала и стал объектом самого широкого поклонения.

В христианстве прослеживается особенное отношение к женщине. Евангелия повествуют о том, что Иисус прямо обращался к тем из них, кого общество отвергало. Даже учеников его смущало, что Иисус, благочестивый человек, открыто беседовал с женщиной дурной репутации. Никогда не упоминает он грехопадения и вины «дочерей Евы», никогда в своих притчах не осуждает и не отвергает грешницу. Многие женщины претерпели мученическую смерть во имя христианства, став святыми покровительницами различных сфер человеческой жизни. В дальнейшем отношение к женщине в христианстве претерпело изменения: в ней стали видеть «сосуд греха» и «приспешницу дьявола». В эпоху средневековья на основе этих убеждений строились обвинения в ведовстве и сжигались женщины на кострах по всей Европе.

Увы, не всегда жизнь, ради которой «…создал Бог женщину», была лёгкой и безоблачной для неё.

Но, тем не менее, во все времена, во всех религиях прекрасная Женщина под разными именами – Исиды, Деметры, Астарты, Девы Марии – особенно почиталась как воплощение Вечной женственности, Любви и Материнства.


комментарии